31 июля 2019 г.

Велосипед: польза и вред

ороги и дураки — проблемы вечные. А уж когда они сочетаются друг с другом, результат получается непредсказуемым. И речь, как ни странно, сейчас не столько про автолюбителей. Точнее, не только про них.

Велосипед — штука опасная

Летний тюменский день. Июньское солнце наваливается на отвыкших от тепла людей. Улица Ленина ползет неспешно, осоловело — как на проезжей части, так и в пешеходной зоне. Но вот раздается трель звонка: со стороны Первомайской по тротуару азартно соревнуются в скорости два велосипедиста — папа и сын лет десяти. Папа впереди, сын усердно крутит педали, стараясь не отстать. Виртуозно маневрируя вокруг прохожих, лидер гонки подзуживает наследника: «Давай, жми!» И неожиданно, объезжая особо плотную группу пешеходов, выскакивает на проезжую часть. Сын не раздумывая бросается следом — и, не справившись с управлением, валится с велосипеда почти под колеса машины.

И визг тормозов. Звук удара. Застывшие в ужасе прохожие…

Спасли ребенка слабый автомобильный поток и реакция водителя, успевшего нажать на тормоз в последнюю секунду. Самого страшного не произошло, но приложился парень об асфальт от души. Разбитые коленки, поцарапанный велик и помятый шлем приняли основной удар на себя.

Папаша в гоночном азарте забыл, что у сынишки меньше опыта, хуже координация, да и силенки не те. Ребенок, конечно, вообще ни о чем не думал: папа всегда прав, надо делать, как папа. В результате переднее колесо соскользнуло с тротуара, руль завилял и велосипед загремел под колеса. Хорошо, что был шлем. Хорошо, что среагировал водитель. Хорошо, что фортуна сегодня была на стороне ребенка — лотерейные билеты можно не покупать, удача исчерпана на много лет вперед.

Молодой папа не посчитал инцидент чем-то из ряда вон выходящим. Водрузил сына обратно на железного коня — и помчались дальше. До свадьбы заживет? Я бы ставил вопрос иначе — доживет ли до свадьбы?

По данным, предоставленным ГИБДД, за пять месяцев прошлого года в Тюмени зафиксировано девять дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Все девять пострадавших получили травмы различной степени тяжести. В текущем году произошло уже 24 аварии с 25 ранеными.

Велосипед — штука популярная

С этим сложно поспорить. Велик удобен — два колеса увезут в такие дали, куда не сунется громоздкий четырехколесный автомобиль. Велик экономичен. С ним не приходится толкаться в душных автобусах. Он полезен для поддержания физической формы. Для городских толстяков, которые множатся с арифметической прогрессией, вопрос серьезный. Куда ни посмотри, одни плюсы. Но при всей положительности велосипед все-таки является транспортным средством, а значит, требует соблюдения определенных правил. Иначе верный железный друг рискует превратиться в вашего недруга.

Не так давно «ТИ» писали о повышенной опасности мотоциклов на дорогах. Но мотоциклисты знают хотя бы правила дорожного движения. Интереса ради мы простояли полчаса возле одного из наиболее оживленных пешеходных переходов в городе — по улице Орджоникидзе, между ЦУМом и Цветным бульваром. За тридцать минут его пересекли двадцать три велосипедиста. Знаете, сколько спешились? Один. Один-единственный сознательный старичок в советской кепке и с котомкой через плечо. Остальные проносились, даже не пытаясь притормаживать. Один мальчишка вообще чуть не врезался в осторожно ползущий через переход «Рено».

Наверное, экстремальные маунтин-байкеры, скачущие по горам и холмам, рискуют меньше, чем их городские братья, вылезающие на скорости перед автомобилями и опасно пролетающие между пешеходами. Но в этом случае возникает логический вопрос: а как вообще ездить? И где?

Тюмень — не велосипедный город. Пока не велосипедный. Специально оборудованных дорожек здесь раз-два — и обчелся. Да и те редкие велосипедные городские ленты набиты прохожими. Пешеходы не видят разницы между прогулочной зоной и велосипедной дорожкой. Тем не менее видно, что двухколесный транспорт набирает популярность. Растут продажи велосипедов, открываются новые прокаты, люди активно пересаживаются из душных автомобилей на легкие байки. А значит, требуются новая инфраструктура и, что не менее важно, новый подход к дорожной грамотности.

Велосипед — штука рисковая

Обозначенными проблемами обеспокоены как велосипедисты, так и другие участники движения.

— Очень плохо, что нет велодорожек, — сетует Снежана Тихонова, водитель с двадцатилетним стажем. — А по тротуарам зачастую ехать совсем не вариант. Например, на 50 лет ВЛКСМ есть узенькая пешеходная зона, но и та истыкана фонарными столбами посередке, как вот их объезжать? Велосипедистам приходится ездить прямо по дороге, втискиваясь между бордюром и автомобилями. Меня такие участники движения всегда заставляют нервничать. А ну как вильнет прямо под колеса, попробуй среагировать в последний момент…

Кое-кто и не старается реагировать. Виктор Флягин, преподаватель физического факультета в ТюмГУ, пострадал от такого горе-водителя:

— Когда тепло на улице, стараюсь на работу ездить на велосипеде. Двигаюсь по правилам, придерживаясь правой стороны, не совершаю резких маневров. Только и это не спасает. Прошлым летом в меня уткнулся выезжающий задом со двора мужик на праворульной машине. Причем за пару секунд до этого я поймал его взгляд в зеркале. То есть человек понимал и видел, что тут едет другой участник движения, и все равно продолжил вылезать с прилегающей территории. В итоге так ткнул меня бампером, что я в канаву улетел. Так еще и орать начал, будто это я виноват. И что-то мне подсказывает, это далеко не единственный неадекватный водитель.

Никита Пузырев тоже предпочитает двухколесный транспорт четырехколесному. И тоже не смог избежать неприятных инцидентов:

— Столько эпизодов было, даже не вспомнить все, — говорит Никита. — Четыре года езжу по дорогам общего пользования, уже привык, что водители редко считаются со мной на улицах. Перед поворотом направо начинают прижиматься, совершенно не обращая внимания, что тут еду я. Приходится останавливаться, сворачивать. Один раз водитель просто не заметил, на скорости стукнул, я метра четыре пролетел. Хорошо, без травм обошлось. Основная проблема — невнимательность. Шоферы не готовы к тому, что на дороге может быть кто-то еще кроме них.

Действительно, велосипедисту приходится думать не только за себя, но и за того парня. Увы, практика показывает, что даже при соблюдении правил ездок не застрахован от аварии. Но без них риск попасть в неприятности на дороге возрастает многократно.

Велосипед — штука ответственная

Как уже упоминали выше, правил движения на велосипеде не так много, но знать их нужно от и до. Вот основные из них.

— Велосипедисты строго разделяются по возрастным категориям. До 14 лет выезжать на проезжую часть запрещено

— На проезжей части нельзя ездить в два ряда. Строго справа и друг за другом или по одному

— Приоритет движения велосипедистов (старше 14 лет) в порядке убывания:

  • Велодорожка
  • Правый край проезжей части
  • По обочине
  •  По тротуару или пешеходной дорожке.

Если есть условия для езды на более приоритетном участке, то запрещено пользоваться остальными. Грубо говоря, если есть велодорожка, на тротуар или обочину не суйся. Есть редкие исключения, с ними можно ознакомиться в Правилах дорожного движения.

— Если проезжая часть оборудована полосой для общественного транспорта, то велосипедист может ехать по ней

— Поворачивать налево на дорогах, где более одной полосы, запрещено. В этом случае необходимо доехать до ближайшего пешеходного перехода и перейти дорогу по нему, обязательно спешившись

— Сигналы поворота указываются вытянутой рукой в сторону поворота. Собираетесь поехать направо? Вытягивай правую руку. Налево? Левую.

Это только основная часть. Мы не стали включать в подборку элементарные правила, вроде «обязательно пользуйтесь экипировкой, она может спасти вам жизнь», «соблюдайте требования дорожных знаков и светофоров», «уважайте других участников движения». Без соблюдения этих правил на улицу вообще лучше не соваться.

Источник: газета "Тюменские известия"